Вилочный погрузчик
Вилочный погрузчик – специализированная складская машина, предназначенная для погрузки, разгрузки, штабелирования, перемещения грузов с помощью рабочего органа в виде горизонтальных вил. Данная техника используется для работы с грузами на поддонах (паллетах), однако за счет сменных рабочих органов может перемещать грузы, фасованные в мешках и сетках, длинномерные, навальные и другие грузы.
История вилочных погрузчиков
Первые вилочные погрузчики были созданы в 1920-х годах, они стали ответом нехватке рабочих рук на складах в ходе и после Первой мировой войны. Разработкой новой техники занималось сразу несколько компаний в Европе и США. Первые погрузчики строились на автомобильном шасси, но уже в 1930-х годах были построены агрегаты на электрическом ходу и с гидравлическим приводом оборудования. Резкий рост производства вилочных погрузчиков наблюдался после Второй мировой войны, эта техника с 1948 года стала производиться и в нашей стране на Львовском заводе автопогрузчиков.
Общее устройство вилочного погрузчика
Основу погрузчика составляет шасси, опирающееся на четыре или три колеса (пневматических, бандажных, цельнорезиновых или полиуретановых). На шасси располагается грузоподъемное устройство гидромеханического типа, с противоположной стороны от подъемника – противовес. Также на шасси монтируется силовой агрегат с трансмиссией (гидростатической или гидромеханической) и оборудуется место оператора, огражденное рамой или кабиной для защиты от падающих грузов.
Грузоподъемник (мачта) состоит из основной вертикальной рамы, в которой может двигаться выдвижная рама (одна или две), имеющая привод от гидроцилиндра. В выдвижной раме на каретке закреплен вилочный захват или иной рабочий орган. Каретка соединена с основной рамой двумя цепями, перекинутыми через блоки – так образуется полиспаст, обеспечивающий удвоение скорости подъема и опускания рабочего органа. Основная рама может отклоняться на небольшой угол в вертикальной плоскости с помощью отдельных гидроцилиндров.
В качестве рабочего органа используется вилочный захват, состоящий из двух или трех горизонтальных стальных балок. Однако помимо вил могут использоваться вращающийся вилочный захват, специальные подъемники для шин и бочек, для длинномерных грузов, захваты с выталкивающим устройством, загрузчики печи, а также снегоуборщики и другие механизмы.
Классификация вилочных погрузчиков
Вилочные погрузчики делятся на несколько групп по назначению:
- Складские универсальные – могут только поднимать и опускать груз;
- Штабелеры или ричтраки – могут не только поднимать и опускать груз, но и перемещать его в горизонтальной плоскости;
- Строительные и большегрузные – вилочные погрузчики увеличенного размера и мощности, используемые на строительных площадках, для разгрузки контейнеров и других крупногабаритных грузов.
Погрузчики могут иметь различные силовые агрегаты:
- ДВС – дизельный или бензиновый мотор;
- Электродвигатель, питаемый от аккумуляторных батарей.
Машины могут иметь несколько точек опоры:
- Четыре – стандартный погрузчик;
- Три – обладают лучшей маневренностью, но худшей устойчивостью
Вилочные погрузчики делятся на две группы по расположению грузоподъемника;
- Фронтальные;
- Боковые.
Наконец, на погрузчиках могут использоваться двух- и трехсекционные мачты, отличающиеся высотой подъема и грузоподъемностью.
Характеристики вилочных погрузчиков
К основным характеристикам вилочных погрузчиков относятся грузоподъемность (в среднем 1,6 – 7 т), максимальная высота подъема (стандартно 3,3 м, максимально – до 7 м), скорость подъема груза (около 0,5 м/с), мощность двигателя (от 30 до 150 л. с.), наименьший радиус поворота (в среднем 1,9 – 4,4 м) и скорость движения с грузом (обычно не более 25 км/ч).
Основные производители вилочных погрузчиков
В нашей стране купить вилочный погрузчик выпускаются заводами «Тверской экскаватор», Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» («ЗиК», г. Екатеринбург), ОАО «Погрузчик» (г. Орел) и некоторыми другими. Большой ассортимент техники предлагает белорусский завод «Амкодор». Из зарубежных производителей наибольший объем рынка занимают Toyota, Manitou, Cargotec, Komatsu, Jungheinrich, NACCO Industries, Linde, STILL GmbH, OM Pimespo и другие. В последние годы все большее распространение получают китайские вилочные погрузчики Hangcha, Noblelift и другие.
Интересные факты о вилочных погрузчиках
Большинство вилочных погрузчиков имеют грузоподъемность в единицы тонн, однако сегодня производится техника грузоподъемностью 50 – 70 т. Крупнейшие погрузчики предлагаются финской компанией Cargotec под брендом Kalmar. Самой тяжелой на сегодняшний день является модель Kalmar DCG720, способная поднять до 72 т грузов. Эти машины трудятся на карьерах, железнодорожных станциях и крупных складских комплексах.