Шумо- и виброизоляция: как сделать свой автомобиль тише и комфортнее | Вкусные Новости - всё про доставку еды

Шумо- и виброизоляция: как сделать свой автомобиль тише и комфортнее

Ездовой комфорт автомобиля складывается из массы факторов: плавности хода, динамики, эргономики, обзорности… Но не последнюю роль играет и количество проникающего в салон шума. Во многих «бюджетных» моделях акустический фон (не только на трассовых скоростях, но и в городе при скорости всего в 60–70 км/ч) способен доставлять дискомфорт. В этом материале Дром подробно расскажет о шумо- и виброизоляции и выяснит, сколько в это придется вложить денег.

Почему полную шумоизоляцию не делают автопроизводители сразу на заводе?
Об этом задумываются очень многие владельцы автомобилей: неужели нельзя было сделать хорошую «шумку» на заводе? Тем не менее машины начального, а сегодня даже среднего класса зачастую лишены шумоизоляционного материала или «обклеены» им по минимуму. Главная причина, по которой автопроизводители не делают специальные изолирующие элементы на кузове, — экономия. Каждый зашумленный элемент — это деньги, а с учетом объемов производства — большие деньги. Вторая причина — время. Действия на конвейере расписаны по минутам, а качественная шумоизоляция всего салона требует много времени. Третья — лишний вес, автомобиль с полной «шумкой» станет на несколько десятков килограммов тяжелее. Впрочем, уже на этапе разработки новой модели автопроизводители всерьез прорабатывают вопрос шума на уровне конструктива — вычисляют оптимальные точки крепления выхлопной системы, подбирают подушки двигателя, опоры и т. д. Чем дороже автомобиль, тем более серьезную схватку ведут с шумовыми внешними раздражителями.

Природа звука и автомобиль

Природа звука — колебание упругих волн в пространстве. Учитывая, что кузов автомобиля выполнен из металла со сложным профилем (отдельные детали могут быть полыми), это идеальная среда для перемещения звуковых волн, возникновения резонанса от вибрации, а также беспорядочного блуждания отражаемого звука. Звуковые колебания в автомобиле делят на воздушные и структурные. Воздушный шум генерирует воздух, структурный — колебания твердых тел.
Активный спрос на шумовиброизоляцию в нашей стране возник после бурной автомобилизации новой России в середине нулевых. Тогда на рынке появилось множество современных «бюджетных» автомобилей с недурным оснащением, но при этом практически лишенных заводской шумоизоляции. Под спрос сформировалось и предложение — аксессуары и материалы для дополнительной шумо- и виброизоляции — отдельная ниша рынка. Разумеется, не осталась в стороне и индустрия услуг. Сегодня шумоизоляцию делают везде: в «гаражах» и у официальных дилеров. Некоторые выполняют все своими руками. От этого во многом зависит стоимость всей процедуры.

Есть два подхода к шумоизоляции. Первый основан на использовании готовых комплектов. В него входят набор материалов и схема автомобиля, на которой показано, в каких местах и в какой последовательности их клеить. Хотя сегодня доля таких комплектов на рынке ничтожна. Мороки с ними много, а ценовая разница со студийной работой специалистов невелика. К тому же цифровой выигрыш в децибелах будет во многом зависеть от качества проведенной работы.

Ориентировочные цены готовых комплектов шумоизоляции, руб.

Минимальный Стандарт Премиум
Модели B-класса
11 000 17 000 21 000
Модели C-класса
11 000 17 000 21 000
Модели D-класса
14 000 21 000 27 000
Кроссоверы
15 000 22 000 26 000
В то же время профессиональная шумоизоляция и виброизоляция для авто цена невысока с использованием специальных материалов, объединенных в несколько слоев, способна снизить звуковую нагрузку внутри автомобиля до 50%. Делать ее у специалистов дороже, чем своими руками. Впрочем, с учетом временных трат и возможных ошибок при самостоятельной установке (неправильное нанесение, нерациональный расход материала), разница в цене между проклейкой в студии и собственными силами будет не велика.

Ориентировочные цены на шумоизоляцию автомобиля, руб.

  Москва Казань Владивосток
Шумоизоляция дверей 7000–9000 6000–8000 8000–10 000
Шумоизоляция крыши 7000–8000 5000–7000 7000–8000
Шумоизоляция пола 5000–7000 4000–6000 5000–6000
Комплексная шумоизоляция 40 000–50 000 30 000–40 000 40 000–50 000
Шумоизоляция колесных арок 27 000–30 000 25 000–30 000 28 000–32 000
Фундамент шумоизоляции
Качество шумоизоляции зависит от двух ключевых факторов — правильного выбора материала и их грамотного нанесения на поверхность кузова. Важно понимать, что не существует единственного универсального варианта, поглощающего шумы любых частот и диапазонов. Именно потому специалисты используют своеобразный бутерброд из нескольких слоев разных по характеристикам материалов. Их совокупное применение позволяет добиться желаемого результата.

Вибродемпферы (виброизоляторы) — это мастичный вибропоглощающий материал, преобразующий механическую энергию вибраций в тепловую. Простыми словами, вибродемпферы гасят вибрации металла. В основе этого материала лежит битум или бутилкаучук. Отдельные модели могут иметь дополнительный фольгированный или бумажный слой, имитирующий фольгу. С вибродемпферов начинается шумовиброизоляция. Именно они становятся первым слоем «сэндвича» изоляционных материалов.

Шумоизоляторы — вспененный пенополиэтилен или каучук. Этот класс материалов нивелирует воздействие средних и высоких звуковых частот.

Шумопоглотители — поролон, он же — вспененный пенополиуретан. Поглощают шум за счет открытой ячеистой структуры. Эффект поглощения призвана увеличить специальная пропитка. Шумопоглотители пластичны и сжимаемы, поэтому используются как прокладочный материал. Чаще всего применяют три варианта разной толщины: 2, 4 или 8 мм.

Прокладочные материалы («антискрип») — листы и рулоны. Синтетический нетканый материал с клеевым слоем. Используют для проклейки стыков или обмотки пучков проводов.