Шланг маслобензостойкий (МБС): типы, характеристики. Особенности выбора и эксплуатации.
Для стабильной работы различных систем автомобиля нужны соединения, устойчивые к маслам, бензину и другим агрессивным средам. В качестве таких трубопроводов используются маслобензостойкие (рукав мбс) шланги, рукава и трубки. О типах данных рукавов, их конструкции и характеристиках читайте в данной статье.
Что же такое шланг маслобензостойкий?
Шланг маслобензостойкий (шланг МБС, рукав МБС) — гибкий трубопровод, предназначенный для подачи (подводки, перекачивания) бензина, дизельного топлива, масел, тормозных жидкостей и других нефтепродуктов, а также охлаждающих жидкостей, слабых растворов кислот и иных слабоагрессивных сред.
Шланги МБС применяют для герметичного соединения компонентов в топливных, масляных, тормозных и прочих системах транспортных средств, в гидравлических системах низкого и высокого давления производственного оборудования, для перекачки нефтепродуктов между емкостями и различным оборудованиям, и т.д. В отличие от жестких металлических трубопроводов, шланги допускают смещение компонентов системы друг относительно друга, они хорошо противостоят деформациям и негативным воздействиям. Все это обусловило широкое распространение шлангов МБС в различных отраслях техники, промышленности и т.д.
Типы и характеристики шлангов МБС
Шланги (рукава) МБС классифицируются по основному материалу изготовления, назначению и применимости, и характеристикам. Так же на выбор МБС могут влиять внешние факторы эксплуатации системы – температура, вибрация, интенсивность циклов изгибов и другие показатели.
По материалу изготовления рукава маслобензостойкие бывают:
• Резиновые — внутренние и наружные слои шланга (рукава) изготавливаются из различных сортов резины, устойчивых к тем или иным жидкостям и газам;
• ПВХ — шланг изготавливается из различных марок поливинилхлорида и других полимеров, устойчивых к различным агрессивным средам.
По назначению шланги МБС делятся на три группы:
• Напорные — предназначены для работы под повышенным давлением (от атмосферного и выше), в их конструкции приняты меры для предотвращения деформаций и разрывов стенок нагнетаемой жидкостью;
• Всасывающие — предназначены для работы под пониженным давлением (ниже атмосферного), в их конструкции приняты меры для предотвращения сжатия стенок под действием разрежения (для сохранения постоянного внутреннего сечения);
• Универсальные напорно-всасывающие.
По применимости шланги можно разделить на несколько групп:
• Для применения в быту, автомастерских и в прочих ситуациях без встраивания шланга в транспортные средства или иное оборудование;
• Для топливных систем транспортных средств;
• Для тормозных систем транспортных средств с применением рабочей жидкости на основе минеральных и синтетических масел;
• Для гидравлических систем транспортных средств, автотракторной техники, сельскохозяйственной техники, промышленного и иного оборудования;
• Для топливозаправочного оборудования (для перекачки топлив и масел, подачи топлив потребителю и т.д.).
Наконец, шланги делятся на два типа по отношению к статическому электричеству:
• Обычные шланги;
• Шланги с заземлением для отвода заряда статического электричества.
В конструкции шлангов второго типа предусмотрена медная полоса, которая играет роль заземления. Данные шланги МБС используются на топливозаправочной технике и оборудования, на промышленном оборудовании и т.д.
Из характеристик шлагов МБС следует отметить:
• Рабочее давление — на всасывание — 0,09 МПа (0,9 атмосферы), на нагнетание — стандартный ряд 0,1, 0,16, 0,25, 0,4, 0,63, 1,0, 1,6, 2,5, 4, 6,3 и 10 МПа (от 1 до 100 атмосфер);
• Внутренний диаметр — от 3 до 25 мм (шланги ПВХ) и от 4 до 100 мм (резиновые шланги);
• Наружный диаметр — зависит от толщины стенок, типа оплетки, наличия армирования и т.д. Как правило, наружный диаметр в 1,5-3 раза больше внутреннего;
• Рабочий диапазон температур.
Отдельно нужно сказать про последний параметр. Сегодня выпускаются шланги МБС для трех климатических зон, они отличаются максимально допустимыми отрицательными температурами:
• Для умеренного климата — до -35°C;
• Для тропического климата — до -20°C;
• Для холодного климата — до -50°C.
Максимальная положительная температура для всех шлангов одинакова — до +70°C для топлив (бензина, керосина, дизтоплива) и до +100°C для масел.
Конструкция шлангов МБС
Структура армированного резинового шланга МБС
- резина, устойчивая к маслам, топливам и другим жидкостям;
- нитяное / текстильное усиление;
- проволочная оплетка.
Наиболее просто устроены шланги (трубки) из ПВХ. В простейшем случае это шланг, в стенках которого располагается текстильная или проволочная оплетка. Также существуют многослойные разновидности трубок ПВХ — в них присутствует внутренний слой, обладающий высокой устойчивостью к топливам, маслам и другим жидкостям. Армирование может располагаться в наружном слое или между слоями.
Резиновые шланги по конструкции делятся на несколько групп:
• Неармированные с нитяным усилением (ГОСТ 10362-76);
• Неармированные с нитяным/текстильным усилением и текстильным каркасом (ГОСТ 18698-79);
• Тех же типов армированные (ГОСТ 5398-76).
Наиболее просто устроены неармированные шланги с нитяным усилением, они представляют собой трехслойную конструкцию:
Внутренний слой — резина, устойчивая к маслам, топливам и другим жидкостям;
Нитяное/текстильное усиление — оплетка из синтетических, хлопчатобумажных или комбинированных нитей/тканей, может выполняться в 1-6 слоев;
Наружный слой — резина, устойчивая к негативным воздействиям окружающей среды, маслам и топливам, различным химическим веществам и т.д.
Шланги с текстильным каркасом содержат дополнительный наружный слой — текстильную оплетку из синтетической, хлопчатобумажной или комбинированной ткани. Каркас наматывается на шланг в несколько слоев. Часто данный тип изделий называют дюритами или шлангами с оплеткой дюрит.
В армированных шлангах добавляется промежуточный резиновый слой, в котором размещена стальная или медная проволока (по отечественным стандартам), либо тонкая металлическая сетка. Армирование может состоять из одного или двух слоев, но существуют специальные рукава с усиленным многослойным армированием. В этом же слое шланга может располагаться медная лента заземления.
Некоторые типы резиновых шлангов комплектуются концевой арматурой с одной или обеих сторон. Такие шланги, как правило, предназначены для установки в определенные узлы, агрегаты и системы автомобилей и другого оборудования, они обрезаны под нужный размер и обладают необходимыми характеристиками.
Характеристики, номенклатура и производство резиновых шлангов МБС регламентируется указанными выше и некоторыми другими стандартами. Аналогичные шланги из ПВХ единого стандарта не имеют, они производятся в соответствии с различными ТУ.