Приносит ли сейчас доход компьютерный клуб
Тема оказалась бомбической: огромный поток людей, постоянный проходняк, кому в интернет выйти, кому что-то распечатать или сделать ксерокопию — дело требовало много времени и внимания, но шло хорошо.
В то время интернет-кафе по большей части находились в подвалах, где были низкие потолки и отвратительная циркуляция воздуха. Такие кафе посещали в основном маргиналы, а мы с коллегой хотели не этого.
Мы понимали, что есть аудитория, которой нужно отправить почту или просто выйти в сеть, но она не пойдёт в эти гадюшники. Поэтому мы решили открывать заведения только в торговых центрах и аэропортах — и до сих пор придерживаемся этого правила. В таких местах есть своя охрана, аудитория — всё уже налажено.
Бизнес начинали с собственного капитала, не было никаких займов. Кроме того, у нас были партнёрские отношения с «Билайном» и «Мегафоном» — они брендировали наши точки, что давало больше возможностей для роста.
Компьютеры на первых точках стояли от IBM, оперативной памяти — 2 Гб, не больше. Для тех времён это было очень хорошо. Я подбирал их по так называемому принципу достаточности: я знал, что для первой Dota или для Counter Strike нужны определённые системные требования. Тогда я пошёл к поставщику, мы собрали подходящий компьютер, протестировали. Всё прекрасно работало, и я купил партию.
Мы никогда не модернизировали и не ставили Mac — они красивые, но неудобные. К тому же людям, которые в основном работают на Windows, будет сложно переключиться на что-то другое. Меня просто не поняли бы клиенты.
В 2006 году популярность «подвальных» клубов упала, но мы тем не менее жили, а не выживали. Были клиенты, были игроки, но в то же время было заметно, что интерес снижается. В то время проходимость составляла 100–150 человек в день.
С другой стороны, конкуренция поубавилась, многие клубы закрылись, и тогда мы начали планомерно окутывать город. Каждый год открывали по точке. Самая старая (не считая интернет-кафе в Домодедово) — это компьютерный клуб в торговом центре у метро «Молодёжная».
Мы открыли её в 2007 году. Установили 15 компьютеров по $700 (около 18 тысяч рублей за компьютер по курсу того года — vc.ru), а всего в точку вложили 1 млн рублей.
Выручка клуба в то время составляла 300–350 тысяч рублей в месяц, час за компьютером стоил 100 рублей. Потом подняли цены за час до 120 рублей, но выручка одного клуба выросла ненамного. Сейчас она составляет 350–400 тысяч рублей в месяц.
Все точки находились в торговых центрах недалеко от метро «Молодёжная», «Планерная», «Водный стадион», «Свиблово». В 2011 открыли вторую в аэропорту — на этот раз в Шереметьево. На пике у нас было 15 клубов.
За электроэнергию мы платим мало — около 1500–2000 рублей в месяц. Куда больше стоит интернет, на него уходит около 15 тысяч рублей за 15 компьютеров. На точку мы ставим 15–20 штук — как показывает практика, этого хватает.
Всё шло нормально ровно до кризиса. В 2015 году закрыли точки в обоих аэропортах. Причина простая: аренда, которую мы платили в евро, поднялась ровно в два раза и оказалась неподъёмной, а каких-либо уступок от руководства аэропортов мы не получили. А вот кризис 2008 года нас никак не затронул.
Клиенты
Меня часто спрашивают, зачем нам этот бизнес: «Кто вообще к вам ходит?». Для меня ответ прост: люди дома тоже варят кофе, но количество кофеен от этого не уменьшается.
К нам приходят за антуражем, чтобы поиграть без лишних раздражителей. Что интересно, стабильной аудитории, за исключением постоянных посетителей, нет — она меняется от года к году.
В самом начале приходили в основном те, кому нужно было проверить почту. Потом стали появляться офисные клерки, которым на работе закрывали доступ в Facebook и в «Одноклассники» — в те времена не было широкодоступного мобильного интернета.
После пришли те, кому нужен был Skype, а после настало время игроков. Потом была эра мимимишных RPG вроде World of Warcraft, League of Legends.
Затем к нам стали приходить игроки World of Tanks. Было очень много солидных бородатых мужчин, которые брали пиво на соседнем с интернет-кафе фуд-корте и садились играть.