НОЗА: Важные для застройщиков изменения закона «О СРО»
Представляем вашему вниманию обзор изменений закона «О саморегулируемых организациях», подготовленный для застройщиков и их объединений. Материал предоставлен Национальным объединением застройщиков жилья.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О СРО» вступил в силу 25 ноября 2014 года.
1. Уточнено понятие саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства (далее – СРО). Так, СРО является некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство.
Ранее некоммерческая организация должна была быть создана в форме некоммерческого партнерства. Вместе с тем, с 1 сентября 2014 года в связи с поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации некоммерческое партнерство является видом такой формы некоммерческой организации как ассоциация (союз). Также до внесения данных изменений НОЗА могла получить статус СРО после внесения сведений о ней в государственный реестр СРО. В настоящее время получение статуса СРО в области строительства не увязывается с внесением сведений о ней в реестр.
Следует обратить внимание на механизм устранения коллизии с базовым законом о саморегулировании (Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), который определяет, что СРО – это статус, приобретаемый с момента внесения сведения о ней в государственный реестр СРО. В указанный закон добавлена фраза, что особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.
Учредительные документы, а также наименования ранее созданных СРО подлежат приведению в соответствие с внесенными изменениями при первом изменении учредительных документов таких СРО. При этом изменение наименований таких СРО не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Перерегистрация ранее созданных СРО в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона не требуется.
2. Согласно внесенным изменениям, СРО приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только после внесения сведений о такой организации в государственный реестр СРО.
3. Для внесения сведений о СРО в государственный реестр СРО сведения теперь предоставляются не в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), а в Национальное объединение саморегулируемых организаций. Совет Национального объединения СРО в срок не позднее чем 30 дней утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной СРО в государственный реестр СРО. При этом заключение об отказе принимается в случае несоответствия СРО требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК Российской Федерации). Утвержденное заключение Национального объединения в течение 5 дней направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор) в целях принятия им решения о внесении или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО.
4. Существенно расширены основания исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО. Такими основаниями помимо добровольного заявления СРО являются:
1) неисполнение требования либо требований статьи 554 или статьи 5516 ГрК Российской Федерации;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным ГрК Российской Федерации к этим документам, или отсутствие у нее обязательных документов;
3) несоблюдение СРО требований, предусмотренных ее документами;
4) необеспечение СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов;
5) несоблюдение СРО требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение СРО, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения СРО в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций;
6) непредоставление СРО сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения СРО, направленному при исполнении функций, предусмотренных ГрК Российской Федерации, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление СРО недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) СРО, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление СРО в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение СРО уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 5518 ГрК Российской Федерации.
5. Исключение сведений о СРО из государственного реестра СРО осуществляется на основании решения принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями или в судебном порядке.
Орган надзора за СРО вправе принять решение об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО во внесудебном порядке в течение тридцати дней со дня поступления заключения соответствующего Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО.
При поступлении заключения Национального объединения СРО об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО, а также в случае, если решение об исключении СРО из государственного реестра СРО не было принято в указанный выше срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за СРО вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО.
6. Установлены 2 случая подготовки указанных заключений Национального объединения СРО:
1) при выявлении нарушений, являющихся основанием для исключения сведений из государственного реестра СРО (см. пункт 4), орган надзора за СРО выдает предписание СРО об устранении выявленных нарушений. В случае неисполнения указанного предписания в установленный им срок орган надзора за СРО вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение СРО в целях получения заключения Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО;
2) Национальное объединение СРО утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО и в случае, если СРО не устраняет в установленные сроки выявленное Национальным объединением СРО нарушение. При этом расширен перечень нарушений, при выявлении которых Национальное объединение СРО направляет СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении. Такое уведомление может быть направлено при выявлении любого нарушения, являющегося основанием для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО (см. пункт 4). При этом согласно внесенным изменениям уведомление является обязательным к исполнению.
Утверждает заключение Совет Национального объединения СРО.