«Норма достаточно вариативна»: нейропсихолог — о том, как развиваются дети
Некоторые родители начинают обучение детей счету, чтению, иностранным языкам и другим навыкам как можно раньше — с двух-трех лет.
Но справляются с нагрузкой не все. Иногда плотный график занятий вызывает у ребенка переутомление, а у родителей — разочарование. Мы поговорили с детским нейропсихологом, кандидатом психологических наук Еленой Лысенко о том, как развивать ребенка соответственно его возрасту, когда стоит обратиться к специалисту и как разобраться в методах нейрокоррекции.
— Чем нейропсихолог отличается от психолога?
— Прежде всего, хочу заметить, что каждый хороший психолог специализируется на чем-то конкретном. Специалист, который утверждает, что работает с любыми проблемами, должен насторожить, потому что в любом случае он знает что-то лучше, а что-то хуже.
Нейропсихолог работает с такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, письмо, чтение, счет и многие другие. Их нарушение может развиться в результате повреждения головного мозга, например черепно-мозговой травмы. Но случается и по-другому: определенная психическая функция могла изначально проходить этапы становления не так в связи с особенностями развития ребенка или просто не сформироваться в норме из-за незрелости головного мозга.
Очень важно понимать,что нейропсихолог в работе с детьми сталкивается не только с патологией, но и с нормативным или субнормативным развитием. Под субнормой обычно понимают детей, у которых нет каких-либо диагнозов, но они имеют трудности обучения и поведения в детских садах и школах.
Работая с детьми, очень важно разделять повреждения и особенности развития, потому что это влияет как на прогноз дальнейшей коррекции, так и на выбор инструментария для работы в целом.
— Как родителям понять, что нужна помощь нейропсихолога?
— Наиболее частый запрос, с которым обращаются родители детей трех лет, — трудности развития речи, то есть ребенок не говорит или мало говорит, не может строить короткие предложения.
Еще могут вызывать беспокойства особенности поведения. Например, если взрослые не могут регулировать поведение ребенка, то есть он к ним не прислушивается, не реагирует на просьбы, у него резко меняется настроение, ему трудно управлять эмоциями и наблюдается чрезмерно повышенная двигательная расторможенность. В этом возрасте нейропсихологические проблемы могут быть связаны в том числе с тем, что подкорковые зоны головного мозга имеют особенности развития.
Родителей ребенка шести-семи лет может интересовать вопрос, готов ли он к школе с точки зрения сформированности познавательных функций. детский нейропсихолог москва может провести диагностику и проконсультировать, в каком возрасте лучше пойти в первый класс.
Если ребенок уже учится в начальных классах, наиболее частые запросы со стороны родителей — жалобы на трудности с концентрацией внимания, зеркальное письмо, пропуски букв на письме, недописывание окончаний, перестановки букв или целых слогов, трудности с чтением и счетом.