Особенности рекламной предметной фотографии. Съёмка матовых объектов
Предметная фотосъемка — это один из самых актуальных и прибыльных жанров, пользующихся популярностью на современном фотографическом рынке. Сегодня он всё чаще подразумевает создание изображений рекламного характера. Подобные фотографии находят широкое применение на сайтах, в интернет-магазинах, журналах, рекламных макетах, дизайне упаковки товаров, полиграфической продукции и т. д.
Основная задача предметной рекламной фотографии — продемонстрировать предлагаемый товар, максимально подчеркнув все его выигрышные стороны и завуалировав возможные недостатки. То есть создаётся «идеализированный образ предмета» — картинка, взглянув на которую, у потребителя непременно появится желание приобрести рекламируемый продукт.
В связи с этим коммерческая предметная съёмка рекламного характера имеет существенные технические особенности в отличие от обычных художественных предметных фото и натюрмортов.
Фотографу необходимо максимально точно передать основные свойства снимаемого предмета (фактуру, цвет, детали, форму), выбрать наиболее выигрышный ракурс, подчеркнуть объём. В рекламной предметной фотографии, как правило, не допускается нечёткости, размытия, отклонений по экспозиции кадра, засветок, виньетирования, шумов и других артефактов, которые могут легко послужить оригинальным художественным приёмом в творческой съёмке.
Предметная фотография рекламного характера подразумевает максимальное качество изображения, поэтому она потребует от фотографа наличия профессионального оборудования и технического оснащения.
Пример творческой художественной предметной фотографии…
… и коммерческой предметной фотографии для журнала
Я занимаюсь предметной рекламной фотографией более пяти лет. В основном специализируюсь на коммерческой съёмке косметической продукции для онлайн-ресурсов, полиграфии, каталогов и журналов. Также в последнее время приходит много заказов на потоковые съёмки ювелирных украшений для сайтов и интернет-магазинов. Снимаю на Nikon D800. Это полнокадровая фотокамера с высоким разрешением в 36,3 мегапикселя и размером изображения 7360×4912 пикселей, позволяющая получать фотографии с превосходной чёткостью, глубиной и детализацией. Использую в основном объективы Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR, а также Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Это макрообъектив с высокой резкостью и минимальным расстоянием фокусировки (0.314 м), что является незаменимым преимуществом при съёмке ювелирных украшений и мелких предметов.
В этой статье я хотела бы поделиться небольшими секретами съёмки рекламных предметных фотографий.
Итак, приступим. Мы получили заказ на рекламную съёмку определённого объекта. Это может быть флакон духов, ювелирное украшение, чехол для телефона или любой другой предмет.
Первое, что мы должны сделать перед тем, как приступить к работе, — максимально уточнить ТЗ (техническое задание на съёмку).
Съёмки рекламных фотографий бывают двух видов: потоковые и имиджевые. Потоковые используются при съёмке товаров для сайтов, интернет-магазинов, буклетов и т. д. В основном это съёмка отдельных предметов на однородном фоне с несложной постановкой света, идентичной и подходящей для съёмки большинства объектов схожих категорий. Такой подход позволяет снимать большое количество предметов за съёмочный день (до 500 единиц), то есть существенно удешевляет процесс. Сложный постпродакшен при таком виде съёмки заказчики обычно не требуют.
В имиджевых съёмках, напротив, необходима предварительная проработка концепции, композиции и деталей кадра, возможно включение в кадр дополнительного реквизита, фонов и фактур. Расстановка света выполняется индивидуально, чтобы наилучшим образом осветить все элементы композиции. Такие съёмки намного более сложные, кропотливые и дорогостоящие, нежели потоковые, и требуют качественного постпродакшена. Количество фото на выходе обычно составляет от 1 до 15 штук. Имиджевые фотографии используются для размещения рекламных макетов в прессе, дизайне баннеров, оформлении сайтов, каталогов, полиграфической продукции и т. д.
В техническом задании должно быть прописано, где планируется использовать фото. Соответственно, должен быть указан формат фотографии: горизонтальный, вертикальный либо квадрат. Желательно, чтобы размеры финального изображения были указаны в пикселях. Тогда вы с самого начала будете понимать, изображение какого размера и детализации вы должны предоставить на выходе. Если это фото флакона 600х600 пикселей для сайта, то вы можете особо не волноваться за мельчайшие детали и пылинки. При таком размере фото их просто не будет видно. Но если потребуется фото максимального разрешения для печати на билборде, тогда вам нужно будет позаботиться о передаче мельчайших деталей, идеальной глубине резкости по всему кадру, а также учесть необходимость последующей кропотливой ретуши микропылинок, изъянов и неровностей фактуры, которые непременно станут видны при крупном масштабе изображения. Учитывая эти особенности, вы сможете изначально рассчитать сложность и время работы, включить это в ваш гонорар.
Пример фото флаконов в размере 600х600 пикселей, которое хорошо будет смотреться на сайте.
При сохранении того же фото в максимальном разрешении (для печати на билборде) становятся видны неровности и дефекты нанесения краски на логотипе, а также микропылинки на флаконе.
Нам потребуется тщательная ретушь для устранения всех недостатков и получения фото флакона с идеально ровной фактурой и чистыми, чёткими надписями.
Второе, что желательно выяснить из ТЗ, это необходимый ракурс съёмки рекламируемого объекта. В съёмке косметики, ювелирных украшений, а также других сферах есть своя специфика постановки рекламируемого объекта в кадре и максимально выгодные и часто используемые ракурсы. Чаще всего их легко проанализировать, проведя поиск по фото аналогичных товаров в интернете. Также вы можете попросить заказчика прислать референсы, то есть примеры фото, которые предполагается взять за основу для предстоящей фотосъёмки.