Мастеринг что это на самом деле?
Термин мастеринг на самом деле – заблуждение. Более правильный термин – премастеринг, т.к. настоящий мастеринг делается только на заводах, где тиражируются диски. Так из стеклянного мастер диска, т.е. гласс-диска создаются штампы для производства CD. Поскольку завод беспокоится только о процессах, технически необходимых для производства компакт дисков, он не вмешивается в звучание материала.
Премастеринг – это стадия работ, наиболее важных для качества звучания. Поэтому часто называется более красивым и коротким словом – мастеринг.
А вот так выглядит готовый штамп, прошедший гальванопластику. Около 10 000 копий может быть напечатано с него. Дополнительные штампы могут быть сделаны из одного образца, если требуется большее число копий.
Три этапа продакшна
Процесс создания музыки традиционно делится на три этапа. Сейчас это разделение стремительно сходит на «нет», благодаря возможности сохранения настроек программных обработок и всего проекта в целом. У нас появилась замечательная способность сохранять и загружать все его параметры. Мы должных хорошо осознавать, что размытие границ между тремя классическими этапами продакшна очень важно для работы.
Первый этап – запись. Продюсер должен гарантировать, что каждая записанная дорожка содержит соответствующий материал. Другими словами, он руководит процессом записи и отвечает за него. Продюсер или руководитель группы обязан обладать дальновидностью. Он должен быть уверен, что каждая записанная дорожка будет звучать точно также как и в окончательной версии, исключая лишь самые незначительные нюансы.
Второй этап – сведение. На этом этапе звукорежиссёр оттачивает записанный материал.
Три измерения: горизонтальное, вертикальное и глубинное, размещаются следующим образом:
Панорама – по горизонтали.
Распределение частот по всему спектру – по вертикалям.
Пространственное расположение инструментов – по глубине.
Добиться этого можно с помощью эхо и дилэя (delay), а также дополнительной эквализации этих эффектов. Закончив свою работу, звукорежиссёр экспортирует весь проект в одну единственную стерео дорожку.
С тех пор, как формат 32 бита с плавающей запятой стал очень доступным, на этом этапе нет необходимости сжимать мастер файл компрессорами или лимиторами. Используя битность 32 bit float мы обладаем достаточным запасом, чтобы на стадии сведения обходиться без лимитеров на мастер шине.
В дальнейшем вы узнаете, что перегрузить 32 бита с плавающей запятой абсолютно не возможно. Если по какой-то причине вы предпочитаете 24-х битный формат, вы обязаны предупредить перегруз с помощью жёсткого лимитера.
Работы по оптимизации уровней громкости, например применении многополосного компрессора или максимайзера, а также остальные этапы редактирования передаются мастеринг студия инженеру, который приступает к работе на третьем этапе. Поэтому на стадии сведения необходимо уделять внимание только работе с тремя измерениями. Её целью должен являться тёплый, чистый и объёмный звук, где каждый элемент музыки слышен отчётливо.
Третий этап – мастеринг. Мастеринг инженер объединяет несколько сведённых треков, которые создавались неделями, месяцами или даже годами в разных студиях, в целостную и фирменную эстетическую картину звучания. Материал слегка эквализируется, если это необходимо, а громкость очень осторожно уплотняется, согласно кривым равной громкости. После чего музыка будет звучать качественно и в машине, и на кухне по радио, и в гостиной на музыкальном центре. Если вы хотите делать мастеринг своего собственного трека, я настоятельно вам рекомендую почаще отдаляться от микса. Любые поспешные действия могут привести к неприятным последствиям.
Позднее вы узнаете, что для того, чтобы обнаружить потенциальные ошибки, допущенные на стадии сведения, вам следует слушать материал в совершенно разных акустических условиях.
Цели мастеринга
Цели мастеринга чётко определены.
Во-первых. Весь альбом должен восприниматься как единое целое, даже слушая треки в случайном порядке, человек не должен чувствовать нужды взять в руки пульт CD плеера. Это восприятие относится как к громкости, так и к звучанию в целом.
Во-вторых. Наилучшее воспроизведение на всевозможных аудиосистемах. Музыка должна хорошо звучать в любых акустических условиях.
В третьих. Грустно быть очевидцем модной сейчас гонки за самой высокой громкостью. Что бы избежать неприятных последствий этой тенденции, наибольшая возможная громкость должна быть достигнута без ухудшения динамики и звучания. Это можно определить с помощью соответствующего a/b сравнения конечной версии с необработанным оригиналом. В идеале, при таком сравнении обработанный вариант должен звучать лучше из-за своей высокой плотности.
В-четвёртых. Технически совершенное PQ кодирование и измерение уровня, с обязательным запасом, который равен значению в -0,3 децибела.
Если пробежаться по этим этапам процесса создания музыки, то становится очевидно, что на каждой стадии можно выявить различные характерные аспекты.
На сеансе записи звукорежиссёр уделяет внимание звучанию каждого инструмента. На этапе сведения закладываются основы эстетического звучания трека и пространственного расположения инструментов, уделяется внимание каждому незначительному элементу микса и находится подходящее место для него.
Мастеринг инженер слушает целостную картину микса, его не интересует качают ли ударные или не качают. Музыкальное содержание играет здесь второстепенную роль, т.к. его уже никак не изменить. Я заметил, что не могу понять, хорош ли альбом до тех пор, пока не услышу отмастеренный вариант. В процессе мастеринга можно полностью сконцентрироваться на самом звучании. Это гораздо в большей степени возмещает некоторую потерю свободы в редактировании. Настраивая различные обработки, такие как эквалайзер, я снова и снова слушаю самый информативный отрезок песни. Обычно это припев. Так что мои уши не отвлекаются на музыкальную информацию, поступающую вновь и вновь.