Внедрение СМК на предприятии
Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) – относительно новая концепция для российской традиции управления предприятием. Однако успешное внедрение СМК и ее последующая сертификация может дать фирме ряд важных преимуществ перед конкурентами. Поэтому будет полезно выяснить, что такое СМК, как именно происходит ее внедрение на предприятии и какую выгоду из ее внедрения может извлечь руководство компании.
Что такое СМК и зачем она нужна
Система управления качеством – часть общей системы управления компании, которая отвечает за контроль качества выпускаемой продукции и его постоянное улучшение. СМК оформляется в виде внутренних документов предприятия и должна охватывать все его уровни. Принятые на международном уровне требования к СМК содержатся в ISO 9001.
Внедрение и успешная сертификация СМК, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, дает компании такие важные преимущества:
- постоянное повышение качества продукции;
- повышение эффективности управления предприятием;
- улучшение репутации бренда;
- возможность подавать заявки на участие в тендерах в качестве поставщика по госзакупкам;
- льготные условия кредитования и снижение страховых взносов;
- доступ к зарубежным рынкам;
- повышение уровня доверия иностранных поставщиков.
Этапы и особенности внедрения СМК
Разработка и внедрение смк в любой организации проходит в таком порядке:
- Выпускается приказ руководства о начале работ по разработке СМК, в котором указывается ответственное лицо (рангом не ниже заместителя генерального директора) и назначается рабочая группа.
- Члены рабочей группы изучают требования стандарта ISO 9001.
- Проводится анкетирование сотрудников компании, целью которого является выяснение основных бизнес-процессов предприятия, определение существующей системы контроля качества, изучение распределения ресурсов и ответственности.
- После анкетирования проводятся индивидуальные интервью с сотрудниками.
- На основе полученной информации составляется план будущей СМК.
- Рабочая группа формализует полученные в ходе анкетирования и интервью сведения в виде описания бизнес-процессов компании, а затем разрабатывает документы о внедрении СМК в эти процессы. Процессы могут быть описаны в виде карт процессов.
- Рабочая группа разрабатывает проекты приказов руководства об изменении бизнес-процессов и внедрении СМК.
- Руководство подписывает разработанные рабочей группой документы, СМК внедряется в тестовом режиме.
- Рабочая группа определяет состав группы внутренних аудиторов.
- Внутренние аудиторы проводят аудит СМК.
- По итогам аудита в работу СМК вносятся коррективы.
Чтобы сертифицировать внедренную СМК, нужно:
- провести внутренний аудит;
- подать заявку на сертификацию в аккредитованный центр сертификации;
- предоставить учредительные документы компании, ее реквизиты и весь комплект документов на СМК экспертам центра;
- успешно пройти внешний аудит.
Если эксперты дают положительную оценку соответствия СМК требованиям стандарта, сотрудники центра проводят собеседование с руководителем компании (этого требует критерий «Лидерство руководства»). По итогам собеседования принимает окончательное решение о присвоении компании сертификата соответствия ИСО 9001.