Установка видеонаблюдения в школе: что для этого нужно?
Учитывая весь спектр внутренних угроз — от мелких нарушений дисциплины до порчи школьного имущества и характерных для подростков преступлений (грабежи, вымогательство, насилие) — на плечи охранников, как правило, совмещающих обязанности операторов системы видеонаблюдения, ложится прежде всего видеоконтроль в реальном времени. Вовремя считать нужные детали изображения, чтобы определить признаки опасной активности, и принять верное решение по реагированию с учётом особенностей «контингента» — задача непростая. А технические средства, используемые для её решения, должны быть безупречными по качеству исполнения, обладать всем необходимым набором функций и предоставлять операторам максимально полную информацию о происходящем на объекте. Именно такими свойствами обладают сетевые камеры видеонаблюдения в школе пионера мегапиксельных технологий — американской компании Arecont Vision.
1. Любая информация, которая позволяет идентифицировать человека, — это персональные данные. Поэтому действия с видеоизображением работника, обучающегося, его родителя (получение, хранение, передача и т. п.) относятся к обработке персональных данных.
Закон предусматривает только 12 случаев, когда разрешается обрабатывать персональные данные (часть 1 ст. 6 Федерального закона от г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), из которых в образовательных учреждениях популярен только один: получение согласия на обработку персональных данных (ПД).
В одиннадцати случаев согласие не требуется. Например, разрешается обработка ПД, если это необходимо для выполнения возложенных законодательством РФ на оператора (т. е. школу, детский сад) функций, полномочий и обязанностей. Отсюда вопрос: обязано ли образовательное учреждение осуществлять видеонаблюдение?
2. Образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» обязывает юридические лица, использующие свои объекты в образовательных целях, выполнять требования к антитеррористической защищенности этих объектов (территорий). Такие требования утверждены постановлением Правительства РФ от г. № 1235 (далее по тексту — Требования № 1235).
В соответствии с Требованиями № 1235 оборудование образовательного учреждения системой видеонаблюдения относится к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). Таким образом, школа и детский сад, осуществляя видеонаблюдение, выполняют обязанность, предусмотренную законодательством РФ.
Какие задачи решают системы видеоконтроля в учебных заведениях?
Правильно спроектировав систему видеонаблюдения для школы, можно избежать многих правонарушений, а также решить такие задачи:
- Предотвратить незаконное проникновение на территорию посторонних лиц;
- Контролировать на удаленном расстоянии все входы и выходы;
- Вовремя обнаружить возникновение ЧС;
- Найти виновных в случае совершения правонарушения или хулиганских действий;
- Полностью контролировать учебный процесс (выполнение педагогами своих должностных обязанностей, предупреждение и решение возникающих конфликтов и др.);
- Выявить регулярно опаздывающих учащихся, а также прогульщиков, если таковые имеются.
Можно сказать, что установка видеонаблюдения в школе позволяет не только обеспечить безопасность сотрудников и учащихся, но и повысить уровень их дисциплины, а также качество обучаемости.