Упущенная выгода: что это такое, как ее доказать и рассчитать, особенности взыскания УВ
Если вы юрист, программист или маркетолог, то встречались с понятием расчет упущенной выгоды. Иногда предприниматель попадает в ситуацию, когда не получается максимизировать прибыль не по его вине. Никто не застрахован от финансовых рисков, задержек в поставках продукта или установки оборудования. В таком случае важно знать права и при необходимости – доказать нарушение и защитить в суде. Из этой статьи вы узнаете, что такое Упущенная прибыль, как её доказать, рассчитать и взыскать. Спойлер: потребуется помощь юриста и много документов.
Что такое упущенная выгода
Упущенная выгода – это вид убытка, который подразумевает недополучение прибыли. Это происходит из-за незаконных действий третьих лиц или партнеров, от чьих товаров зависят успех и функционирование бизнеса.
Недополучение дохода не по вине предпринимателя – конфликтная ситуация. Поэтому в 90% случаев история с упущенной выгодой переносится в суд. Именно через суд предстоит защитить гражданские права через возмещение убытков. Однако не всегда третьи лица согласны пойти на такой шаг.
В судебной практике есть случаи, когда пострадавшему истцу удавалось взыскать «недошедшую» прибыль, однако сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Решение спорных ситуацию предполагают юридическую и нормативную базу.
Нормативная база
Не зря вспомнили про гражданские права, потому что понятие упущенной выгоды закреплено в 15 статье ГК РФ. В ней сказано, что пострадавшее лицо имеет право полного возмещения причиненных ему убытков. Вот дословная цитата из второго пункта:
«Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы»
Где еще прописана возможность взыскания упущенной выгоды:
- ФЗ №35 от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике»;
- ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»;
- ФЗ №108 от 18 июля 1995 года «О рекламе»;
- Приказ МЧС №482 – как раз посвящен методике определения размеров вреда жизни, здоровью и имуществу юридических / физических лиц;
- Письма Госналогслужбы 22 февраля 1996 года и 25 июня 1997 года;
- Постановление правительства №262 7 мая 2003 года – посвящен возмещению убытков владельцев земельных участков.
Как видно, в 15 статье Гражданского кодекса РФ говорится и о реальном ущербе. Получается, юридический документ разграничивает реальный ущерб и недополучение дохода. К каждому виду убытка существуют есть разные юридические подходы.
Отличие от реального ущерба
Не путайте упущенную выгоду с реальным ущербом. Реальный ущерб – это когда наносится материальный урон, что приводит к ухудшению финансового положения. То есть в первом случае речь идет о физическом уровне имущества, а во втором – об отсутствии ожидаемого дохода. Впрочем, для закрепления отличий обратимся к наглядным примерам.
Примеры упущенной выгоды
К примеру, компания заказала у крупного поставщика партию слонов. Доставка слонов так задержалась, что магазин не досчитался прибыль от продаж. Могло быть продано гораздо больше слонов, если бы не нарушение сроков доставки. Это и есть упущенная выгода.
Или другая, более серьезная ситуация. Крупный дилер авто решился на масштабный ремонт одного торгового помещения. В ходе работ исполнители повредили стены, линии коммуникации и не убрали после себя строительный мусор. Здесь компания получила реальный ущерб – нанесен урон помещению. И поэтому имеет право обратиться в суд за принудительным взысканием средств на восстановление.
Остановимся на сфере ремонта, где случается не только реальный ущерб, но и недополучение дохода. Чаще всего это связано с некачественным сервисом исполнителя. Так, уже знакомый нам и несчастный автодилер заказал ремонт торгового помещения.
По вине исполнителя случился простой. Отделка была сделана качественно, но из-за организационных причин центр долго не приступал к продаже автомобилей. За это время не было продаж, что считается упущенной.
Поэтому управляющий дилерского центра потребует возмещения недополученного дохода и обратится в суд. И ему предстоит доказать, что если бы не простой по вине исполнителя, то был бы и доход.