Как я анализирую акции перед покупкой | Вкусные Новости - всё про доставку еды

Как я анализирую акции перед покупкой

Когда я впервые пришел на фондовую биржу, то подбирал бумаги в портфель практически наугад, полагаясь на советы в интернете.

Со временем я стал ответственней подходить к инвестированию. Ведь фактически я покупаю часть бизнеса — становлюсь миноритарным совладельцем компании, ее активов и долгов. Если смотреть под таким углом, становится понятно, почему важно полноценно изучать акции перед покупкой.

При оценке инвестиционной привлекательности эмитента я полагаюсь на комплексный подход, состоящий из следующих методик:

  1. Макроанализ, цикличность компании относительно бизнес-цикла.
  2. Фундаментальный разбор — основные показатели бизнеса, эффективность, финансовое здоровье.
  3. Глубокий внутренний анализ компании и ее отчетности.

В этой статье мы подробно рассмотрим первые два пункта — этого обычно достаточно, чтобы оценить здоровье предприятия, справедливость цены и отсеять рискованные варианты.

Повторюсь: перечисленные методики должны рассматриваться в комплексе, а по отдельности могут сформировать ложное представление о бумаге.

Прежде чем перейти к дальнейшему разбору, хотел бы перечислить общие принципы, которыми я руководствуюсь при формировании портфеля.

Общие принципы моего портфеля

  1. Всегда имею хеджирующую часть: золото, валюту, короткие облигации, чтобы компенсировать возможный обвал котировок. А также свободную наличность для дозакупки.
  2. Диверсифицирую по странам — Россия, США, Китай — и по секторам, причем доля каждого зависит от текущей экономической конъюнктуры. В каждом секторе разбиваю долю по нескольким эмитентам.
  3. Каждому эмитенту выделяю не более 5% от массы всего портфеля.
  4. Не беру переоцененные бумаги и компании с плохими фундаментальными показателями: падающей выручкой, низкой маржинальностью, высокой закредитованностью и т. п.
  5. Не беру плечо и шорты, торгую на свои. Так меньше риск.
  6. Стоп-лосс на акции не ставлю. Если предвижу коррекцию, частично могу закрыть позиции, но в просадку уходить не боюсь, если показатели бизнеса меня устраивают.

Макроанализ

Сначала нужно определить характер деятельности компании, то есть к какой экономической отрасли и сектору она относится. Благодаря этому можно составить представление о цикличности бизнеса, его технологичности, чувствительности к инфляции и изменениям процентных ставок. Это позволяет оценить стратегические перспективы.

Все 11 секторов индекса S&P 500 я подробно рассматривал в другой статье Т⁠—⁠Ж. Чаще всего принадлежность к сектору очевидна из описания компании, но также ее напрямую выдают скринеры и сервисы для Анализа акций. Например, Yahoo finance — там можно фильтровать по секторам и по отраслям, Finviz — только иностранные биржи, Tradingview.

Цикличность бизнеса означает его положительную корреляцию с фазами делового цикла: выручка компании следует за ростом и за спадом в экономике. Нециклический бизнес, наоборот, демонстрирует более или менее постоянную выручку независимо от состояния экономики.

Например, мы знаем, что компания производит мебель, это циклический товар длительного пользования. Когда экономика замедляется, можно предвидеть, что операционные показатели компании будут ухудшаться. Как правило, ожидания заранее закладываются инвесторами и отражаются на котировках бумаги. Таким образом, отталкиваясь от макроэкономической конъюнктуры, инвестор может планировать портфель.

О текущем положении дел в экономике мы можем судить по основным макроэкономическим маркерам той или иной страны:

  1. Динамика валового внутреннего продукта. ВВП рассчитывается как совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране, и является главным индикатором темпов развития экономики. Данные публикуются статистическим бюро ежеквартально, поэтому маркер запаздывает.
  2. Состояние рынка труда, а именно текущий уровень безработицы и ее опережающий показатель — количество первичных заявок по безработице.
  3. Производство. Индекс деловой активности PMI отражает производственную активность за предыдущий месяц. Значение индекса ниже 50 указывает на снижение деловой активности и экономический спад, особенно если тенденция сохраняется в течение нескольких месяцев. Значение существенно выше 50 — индикатор роста экономики.
  4. Спрос на кредитование.
  5. Корпоративные прибыли.
  6. Регулирование со стороны центральных банков: изменение процентных ставок, программы количественного смягчения.
  7. Уровни продаж и запасов на складах предприятий.

Эти показатели помогают определить, в какой из четырех фаз бизнес-цикла — ранняя, средняя, закат, рецессия — экономика находится в текущий момент и что нас ожидает в обозримом будущем.