Как правильно подобрать шины для спецтехники
Любой специалист в области спецтехники скажет, что основными статьями расхода в его бизнесе является топливо и шины для техники на колесной базе. К сожалению, на цену топлива мы с вами повлиять никак не можем, а вот правильный выбор шин – это способ существенно снизить расходы и увеличить время безотказной работы машины. К тому же если изначально вы обуете своего «коня» в неправильные шины, это существенно увеличит расход потребляемого им топлива. Цену такой ошибки просчитать несложно: «неправильные» шины увеличивают расход топлива примерно на 3%. Теперь умножьте эту цифру на часы работы техники и стоимость литра дизтоплива, и вы получите сумму, утекающих сквозь ваши пальцы денег.
Только потому, что все шины черные и круглые, это не означает, что все они одинаковы. Именно различиям шин и будет посвящена данная статья.
Шины строительной техники подвергаются нагрузкам, в разы превышающим нагрузки обыкновенной автомобильной техники. Это обусловлено тяжелыми условиями работы и, разумеется, весом самой спецтехники. И значит, совершенно закономерно, что в подобных обстоятельствах сроки эксплуатации таких шин в несколько раз меньше.
Однако, как это ни удивительно, некоторые специалисты в кавычках умудряются сделать его еще меньшим, подбирая для своей техники неправильную «обувь». Руководствуясь только такими качествами шин, как их прочность, сцепление с грунтом и износостойкость, ни в коем случае нельзя забывать, что одним из базовых факторов являются те условия работы, в которых машину планируется эксплуатировать. Ибо, условия стройплощадки в городе и условия карьерных работ совершенно различны. К тому же важен сезон использования шин, температурная нагрузка и скоростные режимы, которым они будут подвергаться.
Важным является и верный подбор размера шин. Ведь если вы установите на спецтехнику шины с шириной профиля, больше, чем указал ее производитель, вы опять таки увеличите расход топлива и получите технику, которой труднее управлять. А купить шины на спецтехнику с меньшей шириной профиля делают технику опасной, ибо на ее вес будет приходиться меньшая площадь сцепления с поверхностью.
Конструкция шины
Первоначально, пожалуй, стоит уяснить, что все шины состоят из каркаса, нескольких слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
Здесь на фото: 1 и 2 – это слои брекера, 3 – каркас, 4 и 5 – это борт колеса. Сверху на шине виден протектор, а сбоку колесо защищают боковины, выполненные из эластичной резины.
Конечно, простые автомобильные шины и шины для спецтехники имеют различия, но основное их строение одинаково.
Каркас является в шине тем силовым элементом, который в первую очередь держит давление шины изнутри и принимает на себя основную внешнюю нагрузку. Он состоит из некоторого количества слоев корда, включающего в себя нейлоновые или металлические нити.
Между каркасом и протектором расположены слои брекера, которые удерживают и усиливают протектор, а также снижают нагрузку на каркас. Чем больше в шине слоев брекера, тем равномернее сцепление колеса с поверхностью дороги, а это означает безопасность управления и износостойкость шин.
Протектор – это прочный толстый слой резины со специальными бороздками различного рисунка, называемые ламелями.
Боковины шины защищают ее боковые части от ударов и проколов, смягчают нагрузку на каркас и изгибаются без образования трещин.
Итак, если мы уже разобрались с конструкцией шины, стоит перейти к их видам.
Виды шин. Их особенности и специфика использования на определенной спецтехнике.
Шины для строительной техники бывают таких видов:
- Пневматические шины.
Такие шины имеют внутри себя полость, заполненную воздухом под давлением. Они бывают камерными, где воздух закачивается в специальную камеру, и бескамерными, где воздушная полость – это пространство между покрышкой и ободом колеса.
Камерные пневматические шины обозначаются буквами ТТ или Т/Т и в свою очередь тоже бывают двух видов – диагональные и радиальные.
Здесь на рисунке: 1 – обод колеса, 2 – воздушная камера, 3 – покрышка.
Достоинства: высокие амортизационные качества, что немаловажно при осуществлении перевозок «хрупких» грузов. Такие шины прочны и меньше повреждают грунт.
Недостатки: самым главным недостатком является то, что такие шины при проколе быстро теряют закачанный воздух и сдуваются. Если это происходит при движении, машина становится неуправляемой и на ней легко попасть в аварию. На такой шине практически невозможно доехать до сервиса. Также при нагрузках они нагреваются, а на замену такой шины уходит уйма времени.
Вывод: такие шины подходят для спецтехники, работающей в условиях ровного рельефа, без вкраплений острых камней и режущих кромок, способных проколоть пневматическую камерную шину.