Факторинг: понятие, виды, этапы, преимущества и недостатки
В настоящее время существует достаточно много определений понятия факторинг.
В главе 43 Гражданского кодекса РФ закреплено следующее определение — это “финансирование под уступку денежного требования”.
В википедии же представлена такая формулировка: факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Это тоже, на мой взгляд, не совсем понятное определение.
Изучив множество различных формулировок, я решил написать свое более понятное для простого обывателя определение. И так…
Факторинг — это финансирование банком или иной специализированной организацией поставщиков путём выкупа (за вознаграждение) краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней.
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений.
В общем виде данная услуга выглядит следующим образом. Поставщик поставляет покупателю товар (работу, услугу), не требуя от него немедленной оплаты. Оплату поставщику за покупателя производит банк или факторинговая компания в размере 75-95% от полной стоимости поставленного товара (работы, услуги). Далее банк (факторинговая компания) получают полную оплату от покупателя и перечисляют поставщику оставшуюся часть денег за вычетом своего процента за оказанные услуги. Такая схема дает ряд преимуществ факторинга, как поставщику, так и покупателю при совершении сделки.
Простыми словами, банк или факторинговая компания выплачивает вам деньги за поставленный товар вместо покупателя, а его долг взыскивает самостоятельно, без вашего участия.
Для лучшего понимания механизма работы факторинга предлагаю Вам посмотреть короткий видеоролик:
- Стороны договора факторинга
Сторонами в договоре факторинга являются:
“фактор” (банк или факторинговая компания) — покупатель требования (дебиторской задолженности);
“кредитор” — поставщик товара (работ, услуг);
“дебитор” — покупатель товара (работ, услуг).
В отдельных случаях в договоре может быть и четвертая сторона — посредник, который предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.
Между факторинговой компанией (фактором) и поставщиком товара (кредитором) заключается договор о том, что фактору по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Фактор осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты кредитору 75−95% стоимости требований. После оплаты продукции покупателем (дебитором) фактор доплачивает остаток суммы кредитору, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Размер комиссии состоит из 3-х составляющих:
— комиссия за финансирование (зависит от срока отсрочки платежей);
— комиссия за факторинговое обслуживание (зависит от объема переданной дебиторской задолженности);
— комиссия за исключение риска неоплаты (зависит от объема передаваемой дебиторской задолженности и от ее диверсификации).
Ставки по факторинговым договорам составляют в среднем 9-12%.
- Что является предметом договора факторинга?
Договор факторинга — это основной документ, регулирующий взаимоотношения факторинговой компании (фактора), покупателя её услуг (кредитора) и дебитора, под уступку задолженности которого осуществляется финансирование.
Согласно статье 826 Гражданского кодекса РФ, предметом договора факторинга является денежное требование, которое уступается с целью получения финансирования. Помимо этого предметом договора также являются и условия обслуживания покупателя факторинговых услуг.
Договор факторинга (скачать образец) (doc, 130 Кб)
этого предметом
- Кому выгоден факторинг?
Факторинг выгоден предприятиям, работающим в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, горюче-смазочными материалами и автозапчастями. - Кому не оказываются факторинговые услуги?
На факторинговое обслуживание не принимаются организации:
— с большим числом дебиторов с незначительной задолженностью;
— производящие узкоспециализированную (нестандартную) продукцию;
— реализующие продукцию на условиях постпродажного обслуживания;
— работающие с субподрядчиками (строительные и др. фирмы);
— реализующие в розницу различный ширпотреб;
— занимающиеся спекулятивным бизнесом и практикующие бартерные сделки;
— а также физические лица.
- Типовые требования к клиентам факторинговых компаний
Банки и факторинговые компании, как правило, предъявляют определенные требования к своим потенциальным клиентам. Это:
Срок работы компании на рынке должен быть не менее одного года;
Форма договорных отношений с дебиторами предусматривает отсрочку платежа;
Срок предоставляемой покупателям отсрочки не более 180 дней;
Месячный оборот клиента должен быть не менее 3 млн. руб.;
Минимальное количество дебиторов 3 — 5;
Безналичная форма расчетов с покупателями;
Отсутствие аффилированности поставщика и покупателя и аффилированности покупателей между собой.