Профессия — корпоративный юрист
В современном мире юрист компании – это ключевой сотрудник, без тщательной проверки которого не может быть подписан ни один контракт. Знания и опыт корпоративного юриста являются гарантом успеха и процветания компании. Хороший юрист – это не тот, кто выигрывает судебные споры и решает корпоративные конфликты, а тот, кто не допустит их появления на практике. Выходы на новые рынки сбыта, приобретение активов, привлечение новых инвесторов – далеко не единственные случаи, когда требуется укрепление правовой поддержки в компании. Ведь корпоративный юрист – это не просто консультант по вопросам юридического характера, он непосредственный участник всех принимаемых решений в компании. Работу корпоративного юриста можно сравнить с ролью штурмана корабля, который ведет свой крейсер к заданной цели, избегая столкновения с опасными рифами и подводными течениями.
В чем заключается основная функция корпоративного юриста Это и правовое сопровождение работы, отладка всех бизнес-процессов компании, соблюдение законов, разработка процедурных моментов по принятию действий, направленных на защиту интересов собственности предприятия, и многое другое. Но одна из самых важных задач, которую ставит перед собой грамотный корпоративный юрист, – это работа на опережение, необходимость предвидеть развитие ситуации и предотвратить ее негативные последствия. Кроме того, в настоящий момент от экспертного мнения корпоративного юриста зависит развитие и новых инвестиционных проектов. Подобные проекты являются одними из самых сложных дел, поскольку они требуют от корпоративного юриста не только понимания общих механизмов работы, знаний из смежных областей права, но и творческого подхода к делу. Подводя небольшой итог, необходимо отметить, что роль корпоративного юриста крайне важна для успешного и непрерывного развития компании.
История появления профессии «корпоративный юрист» в России
Необходимо отметить, что профессия «корпоративный юрист», столь популярная на Западе, долгое время была не востребована в России. Необходимость в юристах, обладающих знаниями в области налогового, таможенного, банковского дела, появилась только в конце 1980-х годов среди первых частных предприятий. С появлением бизнеса в России начали возникать первые центры оказания юридической помощи, вскоре в Россию потянулись и западные компании, готовые оказать частным предпринимателям юридические услуги, так называемые International Law Firm, сокращенно ILF, или ильфы, и подобные им компании. Российские юридические конторы зарождались как объединение разного рода юристов в гильдии и коллегии, которые предлагали своим клиентам обслуживание по старой модели, когда один адвокат отвечал за все вопросы одного клиента. Отсутствие специализации по конкретному кругу вопросов было неудобным для клиентов, которым необходимы были проработанные решения по самым узким областям корпоративного права. Поэтому очень быстро западные ильфы составили сильную конкуренцию отечественному юридическому консалтингу, предлагая командные решения корпоративных вопросов. Среди таких компаний первыми на сцене появились Baker & McKenzie (1989), PricewaterhouseCoopers (1989), White & Case (1989), Deloitte Touche Tohmatsu Limited (1990), Chadbourne & Parke (1990). Безусловно, руководство российских представительств подобных компаний состояло сплошь из иностранных граждан, которые уже на местах подбирали себе штат юристов.
Поднабравшись опыта и получив необходимую практику, российские юристы смогли перестроиться и дать достойный ответ западным ильфам. Так появились на свет первые российские юридические фирмы, так называемые рульфы, или Russian Law Firm, сокращенно RLF. Они были полностью укомплектованы российскими юристами и могли предложить хорошую альтернативу по ценам на услуги. Далее ситуация развивалась таким образом, что часть юристов, поработавших в ильфах и получивших серьезный опыт ведения дел на западный манер, начали переходить в российские рульфы на ключевые позиции. Подобная интеграция привела к общему обогащению корпоративного российского права, соединив в себе западный опыт и российскую практику ведения дел. Так называемые рильфы (от слияния двух типов компаний – рульфов и ильфов) смогли широко заявить о себе не только на российском рынке, но и при ведении дел международного характера. Помимо противостояния рульфов и ильфов, на рынке корпоративных юридических услуг разворачивалась конкурентная борьба двух типов юристов: консалтеров и корпоративных юристов, работающих внутри компании, или инхаусов. Руководителям бизнеса не всегда было удобно обращаться в консалтинговые службы для разрешения юридических вопросов, хотелось, чтобы корпоративный юрист был всегда под рукой и знал все внутренние нюансы дел компании.
Так в начале девяностых годов начали появляться первые юристы, работающие в штате компании, то есть инхаусы (русская калька с англ. inhouse – «внутренний, не выходящий за рамки организации»). Концепция работы внутри одной организации заинтересовала многих юристов, работавших в крупных российских и международных компаниях. Больше не нужно было ежедневно продавать свою услугу новым клиентам, теперь можно было сосредоточиться на юридической практике и интересах одного работодателя. Юристы международных компаний могли претендовать на высокие должности руководителей правовых отделов в крупных корпорациях и компаниях. Собственники бизнеса с удовольствием принимали на работу подобных соискателей, хорошо понимая, какой опыт за плечами есть у бывших консалтеров, поработавших с западными партнерами. Для юристов, попавших в подобную компанию, появлялись новые возможности: самостоятельно принимать решения по юридическим вопросам, набирать под себя штат сотрудников, да и финансовая составляющая зачастую здесь была гораздо выше, чем на позиции партнера в консалтинговой фирме. Крупные нефтегазовые, банковские, инвестиционные и промышленные компании могли позволить себе платить руководителю юридического отдела приличную зарплату. Надо отдать должное, что даже с появлением штатных юристов, собственники компаний не прекращали работу с консалтинговыми фирмами, объясняя это необходимостью иметь несколько мнений профессионалов по важным вопросам. Особенно в ситуациях, отличающихся от привычного круга вопросов, которыми занимались внутренние юристы. Также к консалтерам было принято обращаться, когда вопрос приобретал приватный характер и требовал сохранения нюансов дела в тайне: согласно действующему на тот момент законодательству на внешних юристов, имеющих статус адвоката, распространялась обязанность соблюдения адвокатской тайны (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).